glina-sima008004014002013beton007afanasiev-likulik012

Вадим Абрамович Сидур

Художник
1971 литогр. 44х32
1971 литогр. 47х37 *
1971 литогр. 52х36 **

 

(1924 —1986 )

Советский художник, скульптор, авангардист (по собственному выражению Сидура, его позднее творчество относится к течению «Гроб-арт»). Поэт и прозаик. С 1942 по 1944 годы воевал на фронтах Великой Отечественной Войны, был ранен и демобилизован. В 1953 году окончил МВХПУ (Строгановское училище), факультет монументальной скульптуры. Один из классиков скульптуры ХХ столетия. Жил и работал в Москве.

Постоянно сталкивался с официальным неприятием своих работ, обвинявшихся в формализме и пацифизме. Тем не менее выполнял заказы на городскую декоративную скульптуру и частные заказы на надгробия. При жизни не мог выставлять свои работы в СССР; за рубежом состоялось более 30 выставок. Скульптуры по его моделям установлены в Германии — «Погибшим от насилия» (Кассель), «Взывающий» (Дюссельдорф), в США — «Голова Эйнштейна» и другие. Наиболее известные работы — Раненый (1963), Отчаяние (1963), Памятник погибшим от насилия (1965), Бабий Яр (1966), Треблинка (1966), цикл Женское начало (1977), Формула скорби (1981).

Работал как график; в частности, с его иллюстрациями в 1970 году вышли поэтические сборники Юрия Левитанского «Кинематограф» и Юнны Мориц «Лоза». Писал стихи и прозу, имевшие хождение в самиздате и печатавшиеся на Западе.

В 1989 году в Москве был создан Музей Вадима Сидура. Это единственный московский государственный музей, целиком посвящённый современной скульптуре. Творчество Вадима Сидура столь своеобразно и многогранно (его наследие включает в себя не только огромное количество скульптурных и графических работ, но и поэзию, прозу и даже кинематографию), что само по себе представляет собой целую эпоху в истории отечественного искусства. Выставлены наиболее известные работы художника, в том числе небольшие авторские скульптуры, послужившие моделями для увеличения и установленные во многих городах мира: «Памятник погибшим от насилия» (Кассель, ФРГ), «Взывающий» (Дюссельдорф), «Треблинка» (Берлин), «Формула скорби» (Пушкин), «Портрет Альберта Эйнштейна» (Принстон, США), «Оставшимся без погребения» (Москва) и др. Даны примеры различных периодов творчества В. Сидура — от реалистической пластики середины 1950-х годов до авангардных «Гроб-Арта» и «Железных пророков», которым посвящён отдельный зал. При создании этих двух циклов художник использовал в качестве рабочего материала канализационные трубы, детали автомобильных моторов и прочие отходы «второй природы» — человеческой цивилизации. Это странные человеческие фигуры, лежащие в деревянных ящиках-гробах, безмолвно протестуют против войны и насилия, царящего в современном мире.

* работа опубликована в каталоге "Vadim Sidur from the 101 cycle" ив каталоге "Offline/Online" 2019г. стр.46

** работа опубликована в каталоге "Vadim Sidur from the 101 cycle"