004kulik008012007002glina-sima014afanasiev-libeton013

Борисов Леонид Константинович

Художник
2002 х.м 50х60

 

Живописец, скульптор

29 июня 1943 (Ленинград) — 6 января 2013 (Санкт-Петербург)

С детства имел склонность к рисованию, посещал всяческие изостудии, оформлял школьные стенгазеты. Специального художественного образования не получил. Большое впечатление на него произвело знакомство в 1957 с абстрактным искусством, представленным на американской выставке в Сокольниках.

После школы увлекся радиотехникой и в 1968 окончил Ленинградский Электротехнический институт связи им. М. А. Бонч-Бруевича, до начала 1980-х работал инженером.

В 1970 Борисов познакомился с художником А. Леоновым, отчисленным из Академии художеств за несоответствие его искусства канонам социалистического реализма. В дальнейшем стал писать картины в леоновской графической и живописной манере. Через Леонова Борисов вошел в круг московских художников: познакомился с Э. Штейнбергом, И. Кабаковым, В. Немухиным, Д. Плавинским и др.

На фоне увлечения московских живописцев Малевичем, его геометрическими композициями, и происходило творческое становление Борисова. Весьма повлияла на него и деятельность группы «Движение», которая занималась развитием различных версий геометрической абстракции в трехмерном пространстве, обогащая их «техническими» элементами — от четкой модульности до кинетизма.

В ленинградских художественных кругах Борисова не приняли, и он вместе с Леоновым отправился в Москву. В 1970-х лейтмотивом творчества Борисова стала геометрическая абстракция. Геометрическую линию русского авангарда художник совместил с современными ему минимализмом и концептуализмом.

Кроме того, по замечанию искусствоведа В. Турчина, в композициях Борисова присутствует сильный момент дадаизма. Объекты Борисова выполнены как на плоскости, так и в трехмерном пространстве, нередко в виде коллажа из различных предметов.

Художник многим обязан полученному техническому образованию, откуда он взял умение всякий раз находить самое простое, рациональное и самостоятельное решение для задачи любой сложности, понимание выстроенности чертежа, конструкции, твердость руки, ясность мысли, безошибочность построения, конкретность и наглядность в представлении абстрактного образа. Его творческая концепция основывается на экстремальном упрощении изображения, на разных вариациях элементарных геометрических фигур.

Работа «Композиция» (1995) явилась ярким примером в сегодняшней арт-практике Борисова, с сильным элементом самодостаточности, самодельности. Еще одна картина Борисова, «Омега» — размышления по поводу квадрата из изобразительно-философской системы К. Малевича, лаконичная передача опыта осмысления культурологических символов.

В 1974 художник посетил в Москве «Бульдозерную выставку».

С выставок в 1975 во Дворце культуры «Невский» («Выставка скульптуры, живописи и графики»), ДК им. Гааза и ДК им. Орджоникидзе («Живопись. Графика. Объект», 1976) началась бурная выставочная карьера Борисова. На первой он выставил три работы: «Кольцо», «Поезд» и «Ландшафт». По признанию самого художника, участие в выставках «открыло у него колодец нового мышления».

О Борисове стали писать статьи, в основном недоброжелательные, полные непонимания и насмешки над его творчеством. Над ним нависла угроза ареста «за тунеядство», так как официально он нигде не работал. Друзья помогли ему оформиться в котельную. За свою жизнь художник сменил множество работ: от кочегара до уборщика в женском санатории.

В 1978 в Ленинграде в ДК им. Н. К. Крупской все-таки состоялась первая персональная выставка Борисова, в том же году художник был в числе экспонентов выставки «Новое искусство из Советского Союза» (Вашингтон, Итака, Нью-Йорк, США).

Затем прошли групповые выставки: «Геометрия в искусстве» (1988, Москва), «Современные художники — Малевичу» (1991, Москва), «В сторону Малевича» (1992, Вена, Австрия), «Нонконформисты» (1996, Санкт-Петербург; Москва; Франкфурт на Майне, Германия), «Русские конструктивистские начала: забота настоящего времени» (1998, Вашингтон, США), «Приобретения и дары: 1988–1998» (1998, Санкт-Петербург), «Современная русская фотография» (1999, Миннеаполис, США) и т. д.

Персональные выставки Борисова состоялись в Петербурге в 1994 («Кубизм»), в 1995 («Геометрия»), в 1999 («Посвящается Малевичу») и в Москве в 1998 («Уроки геометрии»).

Борисов одним из первых устроил выставку «экспериментального искусства» в корпусе Бенуа Государственного Русского музея. В 2000-х в Москве участвовал в выставках «Лабиринт», «Научно-технический прогресс», «Крутится-вертится», «Звук» (последняя прошла в музее архитектуры им. А. Н. Щусева).

С конца 1980-х Борисов начал работать в технике фотографии, что расширило выразительные возможности его художественной системы. В 1991 художник совместно с коллекционером и фотографом В. Сычевым (Париж) провел в Ольгино акцию, посвященную восстановлению прежнего названия города Ленинграда — Санкт-Петербург.

Скульптура Борисова «Му-Му», показанная в августе 2007 на выставке «Новые идеи для города» в Петербурге, вызвала особый интерес прессы и публики. В сентябре этого же года открылась персональная выставка Борисова «Игра» в галерее «Ателье № 2» в арт-центре «Винзавод», а в октябре в корпусе Бенуа Государственного Русского музея в Петербурге его произведения были представлены в экспозиции выставки «Приключения “Черного квадрата” К. Малевича».

Работы Борисова находятся в Государственном Русском музее в Петербурге, Государственной Третьяковской галерее в Москве, в Пензенской картинной галерее, в Дрезденской картинной галерее, в музее Циммерли Ратгерского Университета в США, а также в других музейных собраниях и частных коллекциях в России и за рубежом.