betonafanasiev-li002013kulik014008004012glina-sima007

Владимир Александрович Кузнецов

Художник
Метрополит Григорий Чуков 1946 х.м 97х72

 

(1874 - 1960) — русский художник, заслуженный деятель искусств РСФСР. Член АХРР, член Союза художников СССР.

С ранних лет любимым занятием мальчика было рисование, но учиться живописи он начал только в 24 года, посещая с 1898 года вечерние занятия в приготовительном классе школы Общества поощрения художеств. Преподавателями в то время были А. Писемский, А. Афанасьев, Я. Ционглинский, В. Навозов; директором школы был Евгений Сабанеев.

В 1901 году поступил в Академию художеств, где был первым из 180 человек, поступавших в Академию. Поступив по примеру друзей в мастерскую И. Е. Репина, вскоре разочаровывается его педагогической деятельностью и переходит в мастерскую В. Е. Маковского.

В 1909 Кузнецов закончил Академию художеств. Ему было присвоено звание художника за картину «Канун» (поминальная молитва старообрядцев) и право пенсионерской поездки за границу в Италию. Картина экспонировалась на международной выставке в Риме в 1911 г.и была отмечена золотой медалью. (Картина хранится в Государственном музее истории религии в Петербурге).

Учитель Кузнецова В. Е. Маковский поспособствовал получению почетного заказа — портрета императора Николая II, который был написан в 1914 г. Портрет был выполнен в строгой академической манере. Картина хранится в Русском музее в Петербурге.

С 1912 г. Кузнецов был членом общества имени Куинджи и в 1915 г. написал картину «Заседание членов общества Куинджи», где он нарисовал членов общества и себя самого. (Картина хранится в Русском музее в Петербурге).
Однако Кузнецов продолжал работать и в своей новой манере и написал осенние пейзажи на Волге, которые были выставлены на Академической выставке 1915 г. и вызвали неодобрительный отзыв И. Е. Репина. В 1917 г. на выставке Академии художеств была представлена картина «Божьи люди» (из быта старообрядцев), знаменующая возврат художника к прежним темам и на прежние позиции в искусстве. В этом же году картина была представлена на выставке общества имени Куинджи. (Картина хранится в Русском музее в Петербурге).

После Октябрьской революции 1917 г. Кузнецов на несколько лет уехал из Петрограда и работал на Урале, в основном в Нижнем Тагиле, где занимался педагогической и музейной работой. В 1921 г. он возвратился в Петроград и стал преподавать живопись в Художественно-промышленном техникуме (1921—1929).

В 1922 г. он стал членом АХРР (Ассоциации художников революционной России), приняв революцию и укрепившись на позициях реализма. Он участвовал во всех выставках АХРР и писал картины на революционные темы, а также множество портретов простых людей. В 1929 г. он вернулся в общество имени Куинджи и участвовал во всех выставках этого общества в 1930 г. В 1932 г. был основан Союз художников, и с самого начала он стал его членом.
В 1937 г. Правительственная комиссия выбрала картину «Штаб Октября» на всемирную выставку в Париже, где она получила большую золотую медаль. Картина «Взятие Зимнего дворца» экспонировалась на всемирной выставке в Нью-Йорке в 1939 г.. В советском павильоне для неё было отведено специальное место.

В послевоенные годы он писал в основном портреты известных людей и авторские копии своих известных картин. Лучшей картиной этого периода была картина «Пушкин и няня» (1948), которая была растиражирована на открытках к 150-летию со дня рождения поэта.(Картина хранится в Всероссийском музее А. С. Пушкина в Петербурге).

В 1952 году в Ленинграде вышла автобиографическая книга В. А. Кузнецова «Путь художника».

В 1953 году за заслуги в области советского изобразительного искусства Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 февраля Владимиру Александровичу Кузнецову было присвоено звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР».

Работы художника В. А. Кузнецова хранятся не только в музеях России. В Черкасском художественном музее (укр.) (Украина) есть зал с работами художника: «Весна», «Огни Днепрогэса», «Портрет дочери» и др.