afanasiev-li002004014007betonkulik012glina-sima013008

Татьяна Георгиевна Бруни

Художник
«Жанровая сцена», 1930 е, бумага.тушь,кисть, 40х30

 

(1902—2001)

Советский и российский театральный художник, график, сценограф и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1960). Лауреат Сталинской премии второй степени (1950).

Внучка архитектора и живописца Ю. Ф. Бруни, правнучка художника Ф. А. Бруни.

Училась в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1918–1920) у А. Р. Эберлинга, затем в Петроградских свободных художественных мастерских — Вхутемасе — Вхутеине (1920–1926) у О. Э. Браза, Н. Э. Радлова, В. И. Беляева, А. Л. Вахрамеева, К. С. Петрова-Водкина.

Жила в Петрограде (Ленинграде). С 1924 работала в области театральной декорации. Была одним из художников «Молодого балета», созданного Дж. Баланчиным. Оформила многие спектакли Малого ленинградского государственного академического оперного театра («Тщетная предосторожность» П.-Л. Гертеля, 1937; «Доктор Айболит» И. В. Морозова, 1948; «Коппелия» Л. Делиба, 1947; «Барышня-крестьянка» Б. В. Афанасьева, 1951; «Франческа да Римини» Б. В. Афанасьева, 1959; «Эсмеральда» Ц. Пуни, 1982), Ленинградского академического театра оперы и балета им. С. М. Кирова («Золушка» С. С. Прокофьева, 1964), Ленинградского академического театра драмы им. А. С. Пушкина, Оперной студии консерватории, Театра музыкальной комедии, Украинского академического театра оперы и балета им. Т. Г. Шевченко, представления Ленинградского цирка.

С конца 1930-х (по 1980-е) сотрудничала с Ленинградским хореографическим училищем. Преподавала в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии. В 1950 была удостоена Сталинской премии, в 1960 — звания заслуженного деятеля искусств РСФСР. Провела персональные выставки в Ленинграде (1971, 1982, 1985).

Бруни принадлежит к крупнейшим мастерам театрально-декорационного искусства ХХ века. В начале творческой биографии художница быстро приобрела известность как ведущий представитель новой ленинградской школы сценографов, к которой принадлежали также Н. П. Акимов и В. М. Ходасевич. В ранний период прошла через увлечение конструктивизмом (балет «Болт» на музыку Д. Д. Шостаковича в Ленинградском академическом театре оперы и балета, 1931). В дальнейшем обратилась к классической оформительской традиции, близкой эстетике «Мира искусства».

Произведения Бруни находятся во многих музейных и частных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном центральном театральном музее им. А. А. Бахрушина, Музее Мариинского театра и других.

Биография

В1945—1952учился вЛенинграде, вГосударственном Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. РепинауК. И. РудаковаиВ. М. Конашевича. Участник всесоюзных и международных выставок советской графики вПольше,ГДР,ЧехословакиииБолгарии.

В1954Третьяковская галерея включила ряд работ Боровского в постоянную экспозицию «советского» отдела.

В1990 годухудожник оставляет графику и целиком переходит к живописной технике. Главными темами его работ становятся — балет, портрет, пейзаж, детство.

Произведения Боровского хранятся вГосударственной Третьяковской галерее,Государственном Русском музеев Санкт-Петербурге.