004kulik007afanasiev-li014012013002beton008glina-sima

Гаврильчик Владлен Васильевич

Художник
"Напрасно старушка ждет сына домой" 2000 е холст смеш.техника 50х70
15 человек на сундук мертвеца из серии 1965 2000 х.м 44х86 *******
Venus 1973 оргалит масло 67х78 **
Автопортрет 1971 оргалит акрил 31х26
Автопортрет 1973 резьба по линолеуму.
Автопортрет на коробле 1980 х.м 41х50
Зеленый забор 1990 картон масло 45х49 ****
Конькобежцы 1988 х.м 51х59 *
Лермонтов 1987 картон масло 50х46 ***
Ню 1970 е, картон смеш.тех. 41х78
Поэт читает стихи 1967 оргалит масло 49х64 . *****
Привет морскому ветру 1996 оргалит акрил коллаж 44х86 ******
Ты не плачь, моя Маруся 1965 2000 х.м 44х86

 

Picture

Picture

Picture

 (27 ноября 1929, Термез, Узбекская ССР — 5 декабря 2017, Санкт-Петербург, Россия)

Чисто питерская история. Гурьянов вспоминал, что Гаврильчик был одним из любимых художников Тимура Новикова. Нонконформист, художник-самоучка, поэт, оригинал. Работал, не советуясь с советской властью, без мысли без потерь дожить до теплых дней.
Один из главных андерграундных художников ленинградской «газаневской культуры», предтеча «митьков» Владлен Васильевич Гаврильчик умер 5 декабря 2017 года в возрасте 88 лет.

Гаврильчик родился в семье военных, детство прошло в Узбекистане и Туркмении. С детства хотел быть художником, но у судьбы были другие планы. После смерти отца пришлось идти в Суворовское училище в Ташкенте. Потом было Ленинградское пограничное военно-морское училище, дальше — Тихоокеанский флот, служба на Дальнем Востоке. В Ленинград Владлен Васильевич вернулся в возрасте 26 лет, взрослым человеком — в такие годы институты у всех обычно уже позади. Где учиться на художника? Гаврильчик пошел в изостудию. Но оттуда его быстро выгнали за формализм. Причем не по указке сверху, а свои же. По легенде, на одной из своих студийных картин (вещь не сохранилась) Гаврильчик идеологически неверно изобразил пожарный расчет за работой. Пожарные — толстые, шланг — дырявый. В общем, коллеги подвергли обструкции за «формалистские кривляния». Гаврильчик принял к сведению, молча собрал кисти — и ушел. Так в середине 1950-х закончился его недолгий период официального обучения и была провозглашена независимость в статусе самодеятельного художника.
С тех пор его университетами стали ленинградские музеи и библиотеки, учебниками — самиздатовские Ницше и Шпенглер, вдохновителями — Хлебников и Кручёных, а наставником — филоновец Михаил Цыбасов.
Сюжеты для картин художнику зачастую подсказывала его незаурядная профессиональная деятельность. Не работать в СССР было нельзя — как минимум чтобы не схлопотать статью за тунеядство. И кем только Гаврильчик не работал. Словно специально выбирал должности по поэтичности названий: После скучного инженера по электронавигационным приборам в конструкторском бюро Гаврильчик успел поработать шкипером грунтоотвозной шаланды, проводником почтового вагона и машинистом станции подмеса. В общем, без условий для живописи, поэтому у его работ 1960–70-х годов зачастую компактные размеры, да нетребовательные материалы (темпера на оргалите, чтоб без сильного запаха). Пишут, что первая мастерская появилась у Гаврильчика лишь в 1976 году, в 47 лет.

Патриарх ленинградского Неофициальное искусствоа принял участие во всех ключевых выставках неофициального искусства. Самые известные — в ДК имени Газа (1974) и ДК «Невский» (1975). Если перевести с питерского на московский, то это, условно, как «Пчеловодство» и «Дом культуры» на ВДНХ. До этого, в 1971 году, Гаврильчик участвовал в групповой выставке «На Кустарном» (неофициальный показ в мастерской Владимира Овчинникова). В 1976 году — в ДК Орджоникидзе. Словом, в биографии — все важные вехи истории ленинградского художественного подполья.
Характерные для 1960-х увлечения авангардом, абстракцией и всевозможной «геометрией», Владлен Гаврильчик обошел стороной. Был сюрреализм в 1970-х, была скульптура и рельефы из гаек и деталей, были еще какие-то эксперименты, но узнаваемой частью его философии и стиля они не стали. Творчество художника ассоциируется сегодня главным образом с фигуративной живописью — пусть примитивистской, абсурдистской, но фигуративной. В живописи Гаврильчика были разные тематические и стилистические этапы, обусловленные новыми жизненными впечатлениями. Например, шкиперский период нашел отражение в цикле самобытных морских пейзажей. Вероятно, из окружающей бытовой неустроенности и унылой повседневности вырос «люмпенреализм» — натюрморты с чайниками, посудой, расколотыми изоляторами, горелыми спичками и пр. Реакцией на придушенность и лицемерие «человека советского» стали его критические сюжеты на грани соц-арта. А в зрелые годы, уже после «перестройки», у Гаврильчика вдруг появился цикл «шип-объектов» (от англ. ship — «корабль») — объектов в форме корабликов, выполненных из всякой всячины. Но пожалуй, одним из главных и самых узнаваемых у Гаврильчика стал его «парсунный стиль». Это от слова «парсуна» — раннего примитивного русского портрета, где сходство с внешним обликом весьма условно, но его поддерживают узнаваемые атрибуты и надпись с именем модели.
Большой страстью Владлена Гаврильчика был поэзия. Тоже очень специфичная — еще более радикальная, чем его живопись (хотя и там всего хватает). Уделом хулиганской лирики был самиздат и редкие чтения для своих. Его сборники были изданы только после «перестройки». На самом деле сильно на любителя. Наиболее известные вирши Гаврильчика по эстетике вовсе панковские. Если не брать в расчет, что панк возник на несколько лет позже, чем строки Гаврильчика о том, чем «Славен город Замудонск».

Работы находятся в собраниях:

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Государственная Третьяковская Галерея, Москва.
Zimmerly Museum, Нью-Джерси, США.
Музей АРТ4, Москва.
Музей нон-конформистского искусства, Санкт-Петербург.
Коллекция Арт-холдинга «Русское искусство А…Я», Санкт-Петербург.
Музей современного искусства Эрарта, Санкт-Петербург

Работа опубликована в альбоме "Владлен Гаврильчик" из серии "Авангард на Неве", 2004 год,

* стр.93 .
** стр.117
*** стр. 111 .
**** стр. 68 .
***** стр. 115 .
****** стр. 106 .

******* Работа опубликована в каталоге "Владлен Гаврильчик" 2009 год,