012betonglina-sima008kulik002afanasiev-li004014007013

Татьяна Николаевна Глебова

Художник
В парке 1950 е бум.акв. 44х32
Кижи. Иван чай 1964.бум.м. пастель.21х29
Кижи. Церковь 1964 бум. м. пастель, 29х21
Купание в парке 1950 е бум.акв. 32х41
Осень. Петергоф 1969 бум. м. пастель 38х31
Парк. Ленинград" 1962 бум. м. пастель 27,5х19
Сирень и фрукты 1972 бум. цвет. кар. 36х33 **
Трио 1960 е бум. м. пастель 56х42 *

 

(28 марта 1900, Санкт-Петербург — 4 марта 1985, Петергоф, Ленинград) — советская художница, живописец, график.

Родилась в Петербурге, в дворянской семье. Отец Н. Н. Глебов, дядя — А. Н. Глебов. Бабушка, по матери, — писательница А. П. Барыкова, прабабушка — писательница М. Ф. Каменская, прадед — писатель П. П. Каменский, прапрадед — художник Фёдор Толстой.

Училась в гимназии М. Н. Стоюниной.

В 1918—1921 гг. жила с семьёй в имении Коротнево (Андрейцево) Мологского уезда Ярославской области. Училась в Рыбинской музыкальной школе; зиму 1920—1921 года провела в Рыбинске.

Весной 1921 года вернулась в Петроград и поступила в Консерваторию. Познакомилась с музыкантами М. В. Юдиной и И. А. Браудо, ставшими её друзьями на долгие годы. В 1922 году ушла из Консерватории и поступила работать художником на Государственный фарфоровый завод им. М. В. Ломоносова.

С 1924 году училась в частной студии у А. И. Савинова. В 1925 году обратилась к художнику Павлу Филонову с просьбой принять её в ученики; в следующем году начала работать под его руководством.

В 1927 году вместе с коллективом «Мастеров аналитического искусства» (МАИ) под руководством П. Н. Филонова оформляла Дом Печати в Ленинграде. Для оформления главного зала Т. Н. Глебова и А. И. Порет написали живописное панно на одном холсте, вертикально разделённом надвое. Панно А. И. Порет называлось «Нищие и беспризорники», панно Т. Н. Глебовой называлось «Тюрьма». Выставка МАИ имела широкий успех.

«Моя работа „Тюрьма“…или „Мопр“, как называл её П. Н. Филонов, была написана мною с 1927 по 1928 год, при оформлении Ленинградского Дома Печати группой учеников Павла Николаевича, „Мастеров аналитического искусства“. Холст был разделен на две половины. Моя слева. На правой половине писала Алиса Порет „Нищие и беспризорники“. Когда Дом Печати переехал в другое помещение, работы были возвращены авторам. Мы разделили нашу картину, так как Алиса Порет переехала в Москву, а я осталась в Ленинграде».

Панно Т. Н. Глебовой «Тюрьма» хранится в собрании барона Тиссен-и-Борнемиса в Мадриде. Панно А. И. Порет «Нищие и беспризорники» хранится в частном собрании. В 1928 году Глебова участвовала в выставке коллектива МАИ в Академии Художеств, в 1928—1929 — в выставке картин и скульптуры «Современные ленинградские художественные группировки» в Доме культуры им. Горького.

В 1931 г. Т. Н. Глебова написала живописную работу «Дом в разрезе» (другое название «Разрез нашего дома»), высоко оцененную П. Н. Филоновым. Художница Алиса Порет также принимала участие в написании этой картины, но в 1946 году она отрезала от холста написанную ею часть, и её местонахождение в настоящее время неизвестно.. Работа «Дом в разрезе», написанная Т. Н. Глебовой в 1989 году поступила в собрание Ярославского художественного музея.

В 1932—1933 годах принимала участие в выставке «Художники РСФСР за 15 лет» в ГРМ и в ГТГ (работа «Разрез нашего дома»). В 1932 году вместе с другими членами МАИ участвовала в оформлении издания финского эпоса «Калевала».

В 1926 году начала работать в книжной графике, сделав иллюстрации к первой детской книге. Сотрудничала с ленинградскими и московскими издательствами. Многие книги оформила в соавторстве с Порет. C 1928 по 1941 год, до начала войны, дружила с поэтами А. И. Введенским и Д. И. Хармсом.

В 1931 году оформила оперу Р. Вагнера «Мейстерзингеры» в Малом Оперном театре. Продолжала работать как художник театра и кино до 1943 года. В начале 1934 года творческий союз Глебовой и Порет распался.

В 1941 году, после начала войны, осталась в Ленинграде, пережила первую блокадную зиму. Вела дневник и ежедневную творческую работу. В декабре 1941 года похоронила своего отца и своего учителя П. Н. Филонова, весной 1942 года потеряла мать, которая умерла в эвакуации.

Летом 1942 года эвакуировалась в Алма-Ату. В эвакуации много работала и участвовала в выставках. Вышла замуж за художника В. В. Стерлигова (1900—1973). Возвратилась в Ленинград в конце 1945 года.

В пятидесятые годы написала много живописных работ, но выставляла их крайне редко. Дружила в эти годы с художницей В. П. Яновой (Траугот), Е. К. Лившиц, Я. С. Друскиным, В. Н. Петровым.

В 1960-е годы В. В. Стерлигов разрабатывал новые структурно-пластические основы образного языка живописи. Т. Н. Глебова разделила с ним работу в новой художественной форме. В 1963—1966 году она, вместе со Стерлиговым, объединила художников-единомышленников в «Старопетергофскую школу».

В 1968 году, после многолетних усилий Т. Н. Глебовой, В. В. Стерлигова, П. Я. Зальцмана, открылась первая послевоенная выставка П. Н. Филонова в Ленинграде. К этому событию Т. Н. Глебова написала воспоминания о своём учителе: «Как мы учились у П. Н. Филонова». В 1970-е годы написала также воспоминания о М. В. Юдиной (1973), А. А. Ахматовой (1975), Д. И. Хармсе (1975—1976).

В 1971—1973 годы Глебова, вместе с В. В. Стерлиговым, проводила в своей мастерской (улица Ленина, д.52, кв. 43) «квартирные» выставки. В 1973 году она овдовела, но продолжала поддерживать эту выставочную деятельность до 1985 года.

Т. Н. Глебова умерла 4 марта 1985 года. Похоронена на Ново-Троицком (Бабигонском) кладбище (Петергоф).

Творчество

В 1926—1941 гг. Глебова работала согласно аналитическому методу П. Н. Филонова, не отказываясь при этом от своей индивидуальности. Она считалась с его основными принципами и не отступала от них до конца жизни.

«Творчество Т. Н. Глебовой дорого мне тем, что я ценю и ищу в искусстве — синтезом живописных достоинств, оригинальности мысли и чувства, с одной стороны, и глубоким чутьем жизни, правдой и искренностью — с другой. Самостоятельность мысли, неподкупность и, конечно, талант гарантируют долгую жизнь её произведениям»..

— (В. В. Воинов).
.

В творчестве Глебовой доминируют три темы. Первая тема, поднятая в 1920- е годы — жанровые сцены: уличные музыканты, несчастные случаи на улице и в быту, похороны ребёнка, женские бани, парикмахерские, детские игры, драки и ссоры, убийства, торговля на рынке, инвалиды и другие сюжеты городской жизни.

Вторая тема творчества Татьяны Глебовой — это «человек и его будущая изменённость». Художница пишет многочисленные портреты, некоторые из них написаны не с внешним, а «с внутренним сходством». Художница также изображает превращения лиц, пишет головы мраморных статуй («Гатчина»), деревянную скульптуру («Готические мадонны»), языческих богов («Оправдание язычества»), лица с раннехристианских мозаик, фаюмские портреты.

Третья тема Глебовой определена ею самой как «мистика религии». К ней относится «иконная бездна» её работ 1920-30 х гг., и серьёзные религиозно-философские работы последних лет жизни. Художница изображает «бездны, выраженные цветом», «разнопространствия» и «духовную геометрию». В послевоенное время в творчестве Глебовой важное место занимает ихображение природы, пейзаж. Она поддерживает идею Филонова об «органической связи», но развивает её своеобразно

С начала 1960-х годов Татьяна Глебова разделила идею Владимира Стерлигова о «чашно-купольном бытии сознания художника» Художница не увидела в ней противоречия с принципами Павла Филонова, которые считала для себя основными и которыми неуклонно пользовалась всю жизнь. Работая вместе со Стерлиговым, Глебова участвовала в создании и разработке структурно-пластических основ образного языка живописи. Аналитический метод Филонова она соединила с принципами нового прибавочного элемента, напрямую связанного с супрематизмом Казимира Малевича. Это слияние двух, казалось бы, взаимоисключающих учений об искусстве, отличает искусство Татьяны Глебовой.

В открытой Стерлиговым чашно-купольной идее Глебова оценила «некое архитектоническое укрепление хаоса», строя свои работы на новом понимании пространства. Чашно-купольное пространство, сферическое, криволинейное, выраженное цветом, создаёт пространственную структуру её работ. Вторая важная часть идеи Владимира Стерлигова — первостепенное значение цвета была Татьяной Глебовой поддержана и развита в совершенстве. Живопись стала для неё осуществлённой возможностью «наблюдать бытие Вселенной цветом». Все качества цвета, присущие открытому Стерлиговым пластическому пространству, постоянно присутствуют в работах художницы.

Работы, сделанные Глебовой в последние десятилетия жизни совершенно своеобразны. Этот период художница называет: «свободное пользование всем и взгляд в прошлое с объективной оценкой». В её работах развивается мистически-религиозная тематика, появляется новое состояние «касания Божественного сознания». Разрабатывается символика (христианская) цвета и форм. Свои открытия в искусстве художница приводит в соединение с глубиной её духовной жизни. Открытия связаны с темой «скрытой геометрии», «духовной геометрии»; она раскрывает её глубже и находит в ней «летающие формы» и цветовые бездны, возникающие от «чисто духовного видения». Символические образы заполняют пространство работ Татьяны Глебовой.

Работы находятся в собраниях:

Государственная Третьяковская галерея, Москва,
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург,
Государственный музей истории Санкт-Петербурга,
Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва,
Музей Органической Культуры, Коломна.


Трио 1960-е бум. м. пастель 56х42 *

Работа опубликована в каталоге "Школа Стерлигова" 2007 год.

Сирень и фрукты 1972 г. бум. цвет. кар. 36х33 **

Работа опубликована в каталоге "Школа Стерлигова" 2007 год.

Осень. Петергоф 1969 г. бум. м. пастель 38х31 ***

Работа опубликована в каталоге "Геометрия пространственных форм. Школа Стерлигова" 2007 год.

Кижи. Иван-чай 1964 г. бум. м. пастель 21х29 ****

Работа опубликована в каталоге "Геометрия пространственных форм. Школа Стерлигова" 2007 год.