002007012kulikafanasiev-liglina-sima004013beton014008

Козлов (Е-Е) Евгений Валентинович

Художник
1981 бумага тушь 30х20
Железная дорога в Петродворце 1981 х.м 59х80

 

(г.р.1955) — российский художник, член группы художников-нонконформистов «Новые художники» (Ленинград, 1982—1989), живёт в Берлине. С 2005 г. подписывает работы исключительно псевдонимом «Е-Е».

В 1978 году Евгений Козлов примыкает к авангардистской группе «Летопись», сформированной художником Борисом «Бобом» Кошелоховым в 1977 году. В 1982 году становится одним из первых участников группы «Новые Художники», созданной Тимуром Новиковым, который, как и он, входил до этого в состав «Летописи». Участвует практически во всех групповых выставках «Новых Художников», прежде всего в галерее «АССА». В 1984 году здесь же проходит его первая персональная выставка. На особую роль, которую художник играет в группе этого периода, обратила внимание искусствовед Е. Андреева: «Он [Тимур Новиков] отходит от „дикости“ под воздействием строгого стиля Евгения Козлова.».

В 1980-е годы фотографирует своих друзей, многие из которых известны сегодня как знаковые фигуры российской культуры, в их числе художники Георгий Гурьянов, Олег Котельников, Владислав Мамышев, Тимур Новиков, Вадим Овчинников, Инал Савченков, Иван Сотников, Евгений Юфит, музыканты Олег Гаркуша, Сергей Курёхин, Наталья Пивоварова, Виктор Цой, Новые композиторы Игорь Веричев и Валерий Алахов и многие другие. Фотографии выполняют функцию эскизов, помогая «фиксировать окружающую жизнь с целью дальнейшей её интерпретации, то есть открывать внутреннюю сущность человека». С перспективы сегодняшнего дня эти фотографии, являющиеся частью творческого процесса автора, одновременно представляют собой ценный документальный материал о художественной жизни Ленинграда 1980-х годов.

С 1989 по 1991 год мастерская художника «Русскоее Полее» на наб. реки Фонтанки, 145 — популярное место встречи ленинградских и зарубежных художников и кураторов.[6] В 1990 году здесь проходит совместная художественная акция австрийского акциониста Вольфганга Флатца и Евгения Козлова, В том же году в ателье происходит знакомство с берлинским искусствоведом и куратором Ханнелорой Фобо, ставшей впоследствии супругой художника.

Важным этапом творческой биографии художника становится издание «Ленинградского альбома» с эротическими рисунками юноши (108 из 256 сохранившихся) в 2003 году. Годом позже книга попадает в руки кураторов 4-й Берлинской биеннале современного искусства Маурицио Каттелана, Массимилиано Джони и Али Суботника. В 2007 году они публикуют несколько рисунков в своей книге «Charley 05», включив Евгения Козлова в список 100 «выдающихся художников-одиночек».

Особо глубокое впечатление рисунки производят на Массимилинао Джони, который отбирает 150 рисунков для выставки «Остальгия» в нью-йоркском New Museum в 2011 году, считая их отправной точкой всей выставки. Став в 2013 году куратором 55-й Венецианской биеннале, Джони включает эти рисунки в экспозицию «Энциклопедического дворца», основной выставки Биеннале. Рисунки вызывают большой интерес у посетителей выставки: первая партия книг «Ленинградского альбома» распродаётся в книжном магазине павильона за два дня.

Избранные выставки

1984: АССА-Е-Е, галерея АССА, Ленинград
1988: The New from Leningrad, Kulturhuset, Stockholm
1991: Ленинская эротика, Raab Galerie, Berlin
1991: Der Weg der ockerfarbenen Elefanten, Internationales Sommertheater Festival, Kampnagel, Hamburg / Le passage des éléphants ocres, Musée du Théâtre de Cherbourg
1995: Miniatures in Paradise, Siegessäule, Berlin
1995: Absolute carte blanche, Forum Kunst Rottweil
2000: Е-Е (культовые герои 80-х годов), Петербургский архив и библиотека независимого искусства, Пушкинская 10, Санкт-Петербург
2005: Transcontinental Nomadenoase, Art Basel Miami Beach
2007: The Raw, The Cooked, the Packaged, Museum of Contemporary Art Kiasma, Helsinki
2011: Ostalgia, New Museum, New York
2012: Без барьеров. Российское искусство 1985—2000, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
2013: Il Palazzo Enciclopedico, la Biennale di Venezia
2013: АССА: последнее поколение Ленинградского авангарда, Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств, Санкт-Петербург
2013: Blue Velvet — Works from the Matti Koivurinta Foundation Art Collection, Aboa Vetus & Ars Nova, Turku, Finland
2015: E-E=mc3, Hannah Barry Gallery, London
2016: E-E WEIGHT. SLEEP, Egbert Baqué Contemporary, Berlin
2016: Notes from the Underground, Muzeum Sztuki, Lodz, Poland
Галерея

Куратор Ханнелоре Фобо на фоне «Ленинградского альбома» Евгения Козлова, 55-я Венецианская биеннале, 2013